Стохастика в трафаретной печати

 

  Всем, кто занимается шелкографией, знакома проблема печати полутоновых изображений. Мало того, что технология не позволяет делать достаточно мелкий размер растровой ячейки (минимальный размер пропечатываемого элемента > 100 микрон), но и очень серьезно встает проблема муара. В отличие от офсетной печати, муар образуется не только за счет наложения растровых ячеек различных цветов, но и за счет наложения растра на регулярную структуру сита. Существуют различные способы борьбы с этими проблемами. Самый распространенный них – выбирать для растрирования полутоновых изображений эллиптический растр с углом наклона 82 градуса и достаточно низкой линиатурой:

Однако, растрирование регулярным растром имеет множество недостатков и сложностей, к примеру, в многокрасочной печати. Поэтому, многие специалисты советуют использовать стохастическое растрирование изображений. Стохастическое растрирование характеризуется отсутствием явно выраженной растровой решетки и минимальным количеством повторяющихся элементов, поэтому, минимизирует возможный муар. Существует множество алгоритмов стохастического растрирования, обычно их применяют уже на RIPах при выводе полутонового изображения на пленку. Рассмотрим способы самостоятельного стохастического растрирования при помощи подручных программ.

Adobe Photoshop

  При переводе изображения в битовый формат (Изображение->Режим->Битовый формат), нужно использовать метод “Случайный дизеринг”, при этом получается стохастический растр близкий к алгоритму Floyd-Steinberg:

К сожалению, на этом алгоритмические способности Photoshop исчерпываются, к тому же, как видно из рисунка, данный алгоритм оставляет большое количество упорядоченных элементов, параллельных нитям сетки, так что муар в этом случае полностью победить не удается. Как ни странно, гораздо более гибкими в этом отношении являются программы пакета Corel. В Corel Draw отрастрировать изображение стохастическим растром можно, выбрав в меню Bitmaps->Mode->Black and White (1 bit) аж целых три алгоритма растрирования. В Corel PhotoPaint, соответственно Image->Convert to Black and White (1 bit). Помимо Floyd-Steinberg:

тут присутствуют более продвинутые и менее муарообразующие алгоритмы Jarvis:

и Stucki:

  Тем не менее, растрирование и этими алгоритмами сохраняет достаточное количество муарообразующих артефактов. Кроме того, поскольку при стохастическом растрировании понятие линиатуры лишено смысла, размер печатного элемента регулируется только разрешением результирующего изображения. Чтобы печатный элемент (точка) нормально пропечатывалась при трафаретной печати, результирующее изображение приходится делать примерно 150dpi, что “съедает” мелкие элементы и, как видно на рисунках, приводит к тому, что точка на выводе становится заметно квадратной. А это еще добавляет муара при печати. Для того, чтобы побороть данные проблемы, был изобретен алгоритм псевдостохастического растрирования, так называемый, “зеленый шум”.

Суть его в следующем: при помощи специальных алгоритмов (так называемый mbippcca: The Multichannel-Binary-Pattern-Pair-Correlation-Construction-Algorithm is used to create color dither patterns for a constant color with specific pair correlations between and within channels), создается паттерн для растрирования, которым и растрируется изображение. Пример подобного паттерна:

Создать подобные паттерны можно, к примеру, в программе StudioRIP, при этом можно выбирать не только форму и размер растрового пятна, но и направление растрирования, что позволяет создавать различные паттерны для различных цветов при цветоделении. Далее, можно использовать данный паттерн для растрирования в Adobe Photoshop (Edit->Define pattern, в русской версии Редактирование->Определить узор), а затем при преобразовании в монохромный имидж (метод Custom pattern или в русской версии Заказной узор). Этот способ несколько сложнее вышеописанных, но, как видно из приведенных примеров, дает более качественное и безмуарное растрирование:

Верхний серый клин отрастрирован стандартным случайным дизерингом, нижний – паттерном, использующим “зеленый шум”. Надо сказать, что большинство современных RIPов используют алгоритмы псевдостохастического растрирования “зеленый шум”. В частности, RIPы семейства Harlequin, используют его в своем стохастическом растрировании HDS (Harlequin Dispersed Screen). На базе этого алгоритма был создан плагин Stohastic для перевода полутонового изображения в монохромное.Работа с ним очень проста: нужно просто скопировать файл Stohastic.8bf в соответствующий каталог Plugin графической программы, после чего загрузить программу. Соответствующий пункт меню появится при выборе растрового изображения.

Adobe Photoshop

  Для установки необходимо переписать файл stohastic.8bf в каталог Program Files\Adobe\Adobe Photoshop\Plug-Ins, после чего запустить Photoshop. Появится пункт меню: Фильтр->MBK Filters->HDS Screening

Данный плагин имеет следующие особенности при работе с Adobe Photoshop. Работает только с Grayscale и CMYK изображениями, причем, может присутствовать любое количество дополнительных каналов. Каждый канал растрируется своим растром по харлекиновскому стандарту HDS Super Coarse, через каждые 5 каналов алгоритм растририрования повторяется.

Плагин не работает со слоями, выделение игнорируется.

Corel Draw

    Для установки необходимо переписать файл stohastic.8bf в каталог Program Files\Corel\CorelDRAW Graphics Suite ??\Plugins, после чего запустить Corel Draw. Появится пункт меню: Bitmaps->Plug-Ins->MBK Filters->HDS Screening

Перед применением плагина, необходимо преобразовать растрируемые объекты в растровый битмап модели Grayscale или CMYK. Как было сказано выше, средний размер растрового элемента выбирается через разрешение исходного битмапа. Он равен примерно размеру точки * 4. То есть, для трафаретной печати, пропечатывающей растровый элемент размером около 200 микрон, разрешение исходного битмапа должно быть примерно 600dpi, при этом отрастрированное изображение будет соответствовать регулярному растру примерно 60lpi. Вообще, допустимый размер разрешений исходного битмапа для растрирования, для нормальной трафаретной печати, должен быть 300-600dpi.

Adobe Illustrator

  Для установки необходимо переписать файл stohastic.8bf в каталог Program Files\Adobe\Adobe Illustrator CS3\Plug-ins\Photoshop Filters, после чего запустить Adobe Illustrator. Появится пункт меню: Effect->MBK Filters->HDS Screening

Перед применением плагина, необходимо преобразовать растрируемые объекты в растровый битмап модели Grayscale или CMYK.

Corel PhotoPaint

  Для установки необходимо переписать файл stohastic.8bf в каталог Program Files\Corel\CorelDRAW Graphics Suite ??\Programs\Plugins, после чего запустить Corel PhotoPaint. Появится пункт меню: Effects->MBK Filters->HDS Screening

Справедливы все вышеперичисленные требования.

Демоверсию данного плагина можно скачать отсюда По вопросу приобретения или совершенствования, пишите мне на mikhail_kondakov@mail.ru или в аську 563-031-488.

Hosted by uCoz